Archaeopteryx (archaeo_pteryx) wrote,
Archaeopteryx
archaeo_pteryx

Category:

Конец "чёрной легенды" о славянском мореходстве.


Спроси любого, кто занимается историей Древней Руси: на чём ходили по воде (ибо плавает только органическая субстанция) древние славяне? Ответят: "Ну как же, на долблёнках! Читайте источники!". "А на чём ходили скандинавы?". "На кораблях! Их же сколько найдено!". Человек более искушённый вспомнит про плоскодонки Новгорода и Старой Ладоги.
Понятное дело, что долблёнка, это плавсредство спокойного мелководья, в море она даже в спокойную погоду выйти не сможет. То что с ней случится моряки называют броучингом, в контекстном переводе на русский это значит "п...ц". Но ведь  те же источники говорят не только о морских походах, но и о сражениях тоже. Так где же эти славянские морские корабли?



Обнаружение в Ральсвике на о. Рюген остатков наборного судна XI-го века (по поводу даты споры до сих пор), изготовленного по нехарактерной для скандинавов и финнов технологии, совершило некий переворот в умах. Однако полного переворота не вышло, во первых в силу того, что та находка долго замалчивалась (да и сейчас не особенно широко известна). Во вторых, обнаруженное судно, и остатки ему подобных обладало небольшими габаритами, и мореходность его оставляла желать лучшего, что и показала эксплуатация "Белого Коня" — современной реплики. Малые размеры, критически малая высота надводного борта, малая площадь паруса и т.д. Иными словами рюгенское судно могло перемещаться только вдоль побережья и по внутренним водам.

Однако мало кто знает, что в середине 80-х годов прошлого века были обнаружены остатки гораздо более крупного словянского корабля. Это произошло в Польше на берегу Дзивны, протоки соединяющей Щецинский залив с Балтикой неподалёку от городка Камень-Поморский, что недалеко от знаменитого Волина. Обнаруженная днищевая часть имела большие размеры, чем судно из Ральсвика, и имело более прочную конструкцию. В целом, при строительстве использовались характерные конструктивные приёмы, в частности крепёж бортовых досок и силовых элементов при помощи деревянных нагелей. Находка датировалась XII-м веком. По расччётам проведённым сотрудниками университета Ростока, была проведена полная реконструкция корабля из Камень-Поморского. Сама работа проводилась в рамках международной программы LAGOMAR (Interreg IIIb). А затем проведено строительство реплики силами мастеров из Торгелова.





Реплика получила имя "Орёл Юмны" (мы его просто называем "Орлом"), и базируется на территории музея славян и викингов в Волине. Естественно, во многом пришлось использовать скандинавский опыт, т.к. детали рангоута, такелажа и парусной оснастки не сохранились. В частности были "заимствованы": степс (узел крепления и установки мачты), юферсы (замки крепления) вант и форштага, ракс-бугель (бегучий упор рея), крепление рулевого весла и пр. Однако конструкция корпуса взята полностью оригинальной.  Обводы корабля глубокосидящие несмотря на его небольшую осадку (0.45 м.), что сильно отличает от обводов скандинавских драккаров и роднит с геометрией фризских кораблей.

За 2010-2012 годы "Орёл" совершил три долгосрочных морских погода и более десятка короткосрочных. Дошел до побережья Швеции, прошёл всё южное побережье Датских островов, остров Борнхольм, всё северное побережье Германии и Польши. В общей сложности на нём пройдено более 6 000 км. В июле этого года был осуществлён поход в 1200 км в сложных метеоусловиях. Корабль показал себя прекрасно, что доказывает его абсолютную пригодность к плаванию в Балтийском море при шторме до 6-ти баллов по Бофорту включительно. Вышеперечисленное, разумеется, при умелом управлении. :)) Кроме того, сам факт существовани корабля масштабированного от ральсвикского, позволяет предположить, что могли существовать ещё более крупные славянские суда, способные ходить по Балтике в осенне-зимний период и выходить в Атлантику. 

Кроме того, возникают резонные вопросы, а какие суда из ныне обнаруженных мы можем ТЕПЕРЬ считать скандинавскими? То же самое касается многочисленных судовых фрагментов. Ведь среди оных обнаружено много тех, которые конструкционно ближе именно к Камень-Поморским, чем к тем, которые обнаружены в скандинавских погребениях IX-XI вв.
А что касается долблёнок, в Германии и Норвегии их использовали вплоть до Второй Мировой войны. :)

Характеристики "Орла":

длина: 12 м.
ширина по миделю: 2.75 м.
водоизмещение в грузу: 5 тонн.
высота надводной части борта: 0.45 м.
осадка: 1.5 м.
высота мачты: 11.5 м.
площадь паруса: 40.м2.
количество вёсел: 10.
экипаж: 12 чел.


Собственно о нашем походе это лета я напишу далее в своём ЖЖ. Там есть о чём написать.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments